Болливуд празднует 100-летний юбилей. Фото

 Сто лет назад с выходом первой немой чёрно-белой киноленты началась эпоха удивительного феномена индийского кино, завоевавшего сердца и ума многих людей по всему миру. Болливуд празднует своё 100-летие. Важная веха будет отмечена выпуском нового фильма "Bombay Talkies", состоящего из 4-х корометражек четырёх же известных кинорежиссёров, также Индия будет участвовать в кинофестивале в Каннах как "страна-гость".

Выставки в столице Нью-Дели демонстрируют век кино, в том числе и экранные сцены поцелуев, которые первоначально вырезались цензорами.

Это также время для размышлений о том, как развивалась отрасль, начиная с ранних экранизаций индуисткой мифологии, до яркого романтического эскапизма (бегство от жизни) в современных блокбастерах. Коммерчески кино процветает: Индия произвела почти 1500 фильмов в прошлом году, и кинопромышленность, как ожидается, вырастет с $2  млрд до $3,6 млрд в течение ближайших 5-ти лет по данным консультационной KPMG (одна из крупнейших в мире компаний, занимающаяся профессиональным аудитом, консультациями). Ведущая область языка хинди, которая взяла "B" от своего дома в Бомбее (Bombay) и завоевала фильмами сердца и ума индийцев. Но старожилы жалуются, что кино стало поверхностным, пренебрегая решением насущных социальных проблем эпохи. "В нём (кино) так называемый "нулевой ответ", произошедший в его содержании. Я думаю, мы страдаем от того, что называется повествование кризиса," - сказал ветеран режиссёр и продюссер Махеш Бхатт. Он противопоставляет современных кинематографистов с Дхундирадж Говинд Пхалке (Dhundiraj Govind Phalke), известный как "отец индийского кино", который принёс первый все-индийский художественный фильм на киноэкраны в Бомбее (ныне Мумбай) 3 мая 1913 года. Сказка из индуисткой эпической Махобхарата "Раджа Харшичандра" ("Raja Harishchandra") быстро стала хитом, несмотря на то, что женских персонажей играют мужчины-актёры. Пхалке снял более 100 фильмов, пока его немое кино не стало жертвой звукового, но звук позволил индийской киноиндустрии процветать.

Болливудские сюжетные линии сегодня могут привлечь звёзд для съёмок песни, часто в живописных отдалённых местах, на первый взгляд в отрыве от сюжета - стиль для западной аудитории немного ошеломляющий, но который отличает индийское кино от любого другого. "Если бы это было то же самое, что Голливуд, Голливуд бежал бы от нас. У нас нет таких денег", - сказал кинокритик Анупам Чопра.

Для него и для других "золотой век" кино настал в 1950-х годах, когда появились фильм великих, таких как Сатьяджит Рай (Satyajit Ray), самый известный режиссёр Индии, который родом из альтернативного центра кино в Западной Бенгалии. Это была эпоха новой независимой Индии в поисках индивидуальности и производящей такие хиты, как фильм 1957 года Мехбооб Кхана (Mehboob Khan) "Мать Индия", который сочетал в себе социальную проблематику и популярность среди зрителей.

1970-е и 80-е годы увидили растющую коммерциализацию с подъёмом кино-"масала" (индийское название смеси специй, в переносном смысле "смесь чего-либо", "острота") - своеобразное содружество романтики, экшна (действия), песен, мелодрамы, комедии и ,конечно, счастливый конец. Параллельное кино попрежнему сосредоточено на реализме, к примеру такой фильм Махеша Бхатта "Arth" ("Смысл") 1982 г., смелый рассказ о внебрачной связи, показывающий сильные женские персонажи. Это десятилетие описывалось как " тёмные века" хинди кино, которое получило сильного конкурента в виде цветного ТВ, разгул пиратства и зависимость от преступного мира Мумбая в финансировании.

Положение улучшилось после того, как экономика Индии открылась в начале 1990-х годов, и кинопроизводство приобрело формальный статус "промышленности". Также привлекались инвестиции в Болливуд таких иностранных фирм, как Fox и Дисней.

Но последующие скачки в технологиях не совпали в прогрессом в области повествования, говорят критики, скорбящие о шаблонных сюжетах, пассивных ролях для женщин и копировании Голливуда. Болливудское стремление уйти от реальности в фантазию долго держали массового зрителя, потому что "есть слишком много реализма в жизни простого человека",- сказал Бхатт. Но с ещё большим колличеством ТВ-шоу, интернета и легко доступных глобальных фильмов, такое кино не может больше удовлетворять требования образованного среднего класса. Такая обширная группа "хочет видеть что-то лучшее, чем мусор и слащавость, удовлетворяющие обычных людей. Они хотят видеть различные виды кино", - сказал ветеран-актёр Риши Капур.

Новый урожай экспериментальных режиссёров начал появляться, например "Хинди Инди" ("Hindi Indi") Анурага Кашьяпа, любимца мировых кинофестивалей.

Торговые аналитики говорят, что рост кинотеатров-мультиплексов (многозальные кинотеатры) также стал основой в разнообразии фильмов: к примеру, неожиданным хитом в прошлом году стал фильм "Вики Донор" с сюжетом о донорстве спермы.

Ражд Нидимору со-режиссёр "Go Goa Gone" (один из первых индийских фильмов о зомби), считает, что отход от основ Болливуда только начался. "Это просто рябь сейчас, но она может стать волной".

(По материалам "Times of India")